Можно ли буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач
Многим владельцам, которые привыкли ездить на автомобилях с механическими трансмиссиями, проблема буксировки машины с АКПП непонятна. Прикрепил надежно трос, поставь рычаг переключения скорости в нейтральное положение, и начинай движение. Достаточно соблюдать плавность, контролировать педалью тормоза скорость, а рулем направление. На практике, буксир на автоматической коробке — довольно специфическая процедура. Невыполнение простых действий может повлечь негативные последствия, вплоть до критических поломок с последующей необходимостью замены трансмиссии. Разберемся детально, в чем заключается проблема и как ее избежать при необходимости буксировки машины с автоматом.

Отличие «автомата» от «механики» в нейтральном положении
В механической трансмиссии нейтральное положение переключателя предполагает полное отключение коробки от двигателя. Поэтому, движение автомобиля на «нейтрали» безопасное мероприятие, не представляющее никакой угрозы. Минимальное вращение шестерен и других механизмов создает слабое трение. Все детали коробки, даже когда они вращаются вхолостую, постоянно находятся в масле, не требуя принудительной смазки. Благодаря такому конструктивному решению, машину с МКПП можно буксировать на любое расстояние, не беспокоясь о длительности поездки, скорости или других нюансах.
С автоматической коробкой все сложнее. Характерная особенность компоновки такой трансмиссии в том, что здесь не предусмотрено свободное движение машин при нейтральном положении рычага переключения передаточных чисел. При постановке рукоятки АКПП в нейтральное положение, коробка все равно передает крутящие моменты на различные механизмы трансмиссии. Внешняя нагрузка на детали не создается, но они взаимосвязаны в работе, обеспечивая постоянное охлаждение и смазку, чтобы исключить интенсивный износ и критические повреждения.
В отличие от механики, масло в автомате циркулирует только при включенном двигателе. Если выполняется буксировка без работающего мотора, шестерни вращаются «всухую». По этой причине увеличивается интенсивность износа, на поверхности деталей образуются критические дефекты. Несмотря на такие изъяны автоматических трансмиссий, все же существует возможность безопасной буксировки. Но такая процедура требует тщательного контроля над движением и соблюдения определенных условий.
Разновидности АКПП
Разбираясь в вопросе, как буксировать автомат, опытные водители начинают углубляться в теорию, подбирая оптимальные способы с учетом конкретного типа трансмиссии. Существует четыре варианта автоматических коробок:
- Гидромеханическая КПП. Классическая конструкция, которая при должном уходе и бережном обращении может проработать без капитального ремонта больше 500000 км.
- Вариатор. Бесступенчатая трансмиссия, где есть два шкива, изменяющих диаметр передаточных валов в зависимости от нагрузки. Преимущество такого решения в быстром разгоне при высокой плавности хода. Недостатки — повышенная чувствительность к нагрузкам, сложный ремонт и обслуживание.
- Роботизированная КПП. Напоминает механическую трансмиссию, которую улучшили механизмом автоматической смены передаточных чисел. Благодаря такой модернизации, достигнуто удешевление конструкции. При этом, при переключении заметны рывки, есть сложности или даже невозможность ремонта.
- Преселективная, роботизированная КПП — усовершенствованная роботизированная коробка, отличающаяся поразительной плавностью хода, устойчивостью к нагрузкам и нагреву. Из минусов следует отметить высокую цену и дорогой ремонт из-за сложной компоновки.
Как буксировать автомат: рекомендации

Буксировка автомобиля, укомплектованного автоматической трансмиссией, осуществляется по универсальной инструкции, разработанной для всех типов АКПП. Такое решение обусловлено общим, основным недостатком, который способен спровоцировать пагубные, а главное, необоснованные механические дефекты конструктивных элементов в результате повышенных нагрузок. Если двигатель не запущен — не работает масляный насос, поэтому детали автоматической коробки не получают необходимую смазку.
Чтобы свести к минимуму вероятность интенсивного износа трансмиссии в процессе буксировки машины с автоматом, важно знать и учитывать такие аспекты:
- Длительность буксировки. В идеальных условиях, расстояние транспортировки на буксире не должно превышать 20–30 км. При такой дистанции вероятность образования повреждений минимальная.
- Скорость движения. Оптимальный темп движения 30 км/ч по городу и в пределах 60 км/ч за городом, на объездных трассах и автомагистралях. При более быстром движении значительно растет трение, что приводит к перегреву деталей.
- Техническое состояние АКПП. Высокая исправность трансмиссии является важным фактором безопасности буксировки. Если автоматическая коробка давно не обслуживалась, лучше не рисковать.
- Объем смазки в системе. Штатный уровень масла в кратере позволит снизить негативное воздействие на все детали трансмиссии при транспортировке. Если смазки недостаточно, износ может стать критичным.
Полноприводные машины с АКПП перевозятся только на платформе. Гибкая сцепка — специальный трос или канат используются при исправном рулевом управлении и тормозной системе. Транспортировать таким способом можно только один автомобиль.
Инструкция по буксировке автомобиля с АКПП
- Прицепите машину к буксировщику с помощью надежного сцепа. Убедитесь в прочности узлов, резьбовых соединений.
- Переместите ручку переключения передаточных чисел в положение «N».
- Включите аварийные сигналы. Если движение осуществляется в темное время, дополнительно должны работать габаритные огни.
- После начала движения внимательно следите за расстоянием между авто.
Помните, буксировка не допускает резких торможений. В процессе транспортировки лучше слегка притормаживать, повторяя маневры буксировщика.
Как правильно буксировать другой автомобиль на АКПП?
Из-за чувствительности к нагрузкам, у многих владельцев возникает вопрос, можно ли буксировать с автоматической коробкой другую машину? Практика показывает, что в буксировке на автомате нет ничего сложного. В то же время, есть ряд требований и условий, нарушение которых способно спровоцировать дорогостоящий ремонт, «превратив» благородный поступок в собственные, серьезные проблемы.
Чтобы роль тягача с АКПП прошла правильно и без ущерба, изучите техническую документацию вашей машины в плане выполнения буксировки. В инструкции указана максимально допустимая масса техники, буксируемой автомобилем. В большинстве случаев, критическое значение, не превышает вес собственной машины, но эта величина может быть и меньше. Далее нужно соблюдать ряд общих правил:
- Жесткая сцепка. Это специальная конструкция, идентичная тем устройствам, которыми крепятся к автомобилям прицепы. Такой способ можно использовать при неисправном управлении или системе торможения. Он позволяет сохранять неизменную дистанцию между машинами и даже буксировать транспортное средство без водителя.
- Максимальная плавность хода. При рывках возникают динамические нагрузки. В отличие от статистических моментов, они значительно увеличивают вес буксируемой техники. В таких случаях велика вероятность разрыва не только троса, но и повреждения буксировочного крепления. Иногда оно вырывается с рамы кузова. Помимо этого, возникают критические нагрузка и на детали трансмиссии. Поэтому, при буксировке важна максимальная плавность старта и движения.
- Скорость не выше третей передачи. Ограничение темпа движения объясняется повышенными нагрузками на механизмы и детали трансмиссии, а также необходимостью плавности хода. На более высоких скоростях невозможно своевременно и плавно реагировать на дорожные ситуации.
Разобравшись в том, можно ли буксировать на автомате другую машину, и как это сделать, важно помнить, что оказывать такую помощь целесообразно только в крайнем случае. Если требуется транспортировка на большую дистанцию, лучше отказаться от такой затеи. Процедура будет вредна как буксирующему, так и буксируемому автомобилю с АКПП.

Когда буксировка запрещена?
Существуют условия, при которых буксировка транспорта запрещается, независимо от типа трансмиссии или других конструктивных отличий.
- Гибкая сцепка в гололед. Плохое сцепление с дорогой делает поездку опасной даже без дополнительной нагрузки. В гололед прицеп легко может «затянуть». По инерции буксировщик вылетит в кювет, на обочину или встречную полосу движения.
- Поломка рулевого управления. Водителю поврежденной машины следует самостоятельно повторять повороты и другие маневры. Если органы управления повреждены, неспособность контролировать траекторию движения может привести к аварии или другой нештатной ситуации. В таком случае лучше сразу вызывать эвакуатор.
- Неисправны тормоза. Водителю второй машины придется самостоятельно контролировать расстояние между транспортными средствами, реагировать на светофоры, переходы и вынужденные остановки. Если есть проблемы в работе торможения, даже если исправен ручник, лучше не рисковать.
- Не работает освещение. Оповещение других участников движения является ключевым фактором безопасности, предотвращения столкновений и аварийных ситуаций. Поэтому, в дневное время должны работать аварийные сигналы, а ночью обязательно включайте и габариты.
При необходимости получить качественную техническую поддержку, всегда можно обратиться в автосервисы официального дилера ПЕТРОВСКИЙ. Профильные мастера быстро устранят любые неполадки, предоставив выгодные условия и гарантии.