Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность самостоятельно
Электроэнергия в автомобиле играет важную роль, обеспечивая запуск двигателя, работу освещения, систем контроля, анализа и мультимедиа. Первоначально, до начала работы мотора, она поступает из аккумуляторной батареи, которая восполняет заряд при работе генератора. В разных условиях накопленная энергия может отсутствовать — АКБ случайно или умышленно разряжен, есть повреждение корпуса или другие причины. Как результат, придется обращаться за сторонней помощью. Поэтому важно регулярно контролировать исправность и емкость батареи. Рассмотрим, как проверить заряд аккумулятора автомобиля для определения его работоспособности.
Внешний осмотр аккумулятора
Визуальный осмотр является первым и простым способом анализа состояния любого устройства. Он позволяет выявить характерные признаки повреждений или дефектов, которые могут сделать неактуальными дальнейшие проверки. Для его выполнения не требуется специальная подготовка или углубленное понимание конструкции. Осмотрите АКБ на предмет таких проблем:
- Повреждения корпуса. Внутри конструкции создана изолированная среда, в которой происходит закрытый цикл химических процессов. Разгерметизация корпуса приводит к полному выходу аккумулятора из строя. Как быстро это случится, зависит от размеров повреждения и везения. Любые трещины и сколы могут привести к утечкам, даже если пробоины в этот момент сухие. Если АКБ покрыт грязью, нужно предварительно протереть корпус.
- Коррозия контактов. Окисление легко определяется по белому или зеленоватому налету на участках с открытым металлом. Причина может быть в утечке электролита, попадании на поверхность влаги или эксплуатации авто в регионах с повышенным уровнем влажности, при наличии различных примесей в воздухе. Как результат, коррозия приводит к ухудшению контакта. Это может вызвать скачки напряжения, недостаточную силу тока, а также быструю потерю емкости и других характеристик АКБ.
- Потеки электролита. Следы электролита могут возникать не только из-за повреждений корпуса, но и из-за нарушения технологии заправки. Характерные ошибки при обслуживании АКБ — превышение объема электролита, неправильное закрытие заправочных отверстий. Потеки формируют токопроводящий налет, который не только ускоряет разрядку, но и может вызвать замыкание.
Часто проблемы с АКБ возникают из-за загрязненных инородными частицами контактов, например, грязью, а также из-за ослабления. Поэтому, лучше отдавать предпочтение клеммам с полной изоляцией и механическим зажимам с фиксаторами, регулируемыми вручную.

Измерение напряжения мультиметром
Многие автовладельцы задумываются, как проверить зарядку аккумулятора автомобиля без специальных инструментов. К сожалению, сделать это невозможно. Приятная новость заключается в том, что необходимый прибор — мультиметр, стоит в пределах 5 долларов. С его помощью можно определить степень разрядки аккумулятора, но только в процентном соотношении, причем, с довольно большими погрешностями. Для получения точных показателей нужно проводить замеры в состоянии полного покоя АКБ. Здесь подразумеваются условия, когда батарея не использовалась несколько часов.
Замер заряда аккумулятора следует выполнять в таком порядке:
- Установите на приборе режим измерения.
- Подключите красный щуп к положительной клемме «+».
- Соедините черный щуп с отрицательной клеммой «-».
На дисплее прибора отобразятся цифры, по которым легко определить ориентировочный уровень заряда в процентном соотношении. У полностью заряженного энергоносителя для легковых автомобилей показатель должен быть в пределах 12,5–12,9 В. Если величина измеренного напряжения 12,4–12,5 В, следовательно, уровень заряда 50–60%. Когда показания прибора ниже 12,4В, аккумулятор следует немедленно зарядить.
Примечание. Падение заряда до 11,9 В и ниже приводит к сульфации пластин, что со временем может спровоцировать полный выход АКБ из строя. Если напряжение 13 В и выше, батарея имеет поверхностное напряжение. Измерения нужно повторить через несколько часов.
Важно понимать, что этот способ дает возможность определить только уровень заряда аккумулятора. Он не позволяет определить исправность батареи. Чтобы убедиться в работоспособности, нужно использовать другой прибор, способный имитировать режим работы, — нагрузочную вилку.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой
Прибор с названием «нагрузочная вилка» представляет собой компактное устройство, которое отдаленно напоминает мультиметр. Оно необходимо, если вы решили разобраться, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность. Разница по сравнению с мультиметром в том, что вилка имитирует запуск двигателя, вызывая замыкание цепи, а не просто измеряет наличие электрической энергии в АКБ.
Для проверки вилку нужно подключить к батарее. Красная клемма присоединяется к плюсу, а черная — к отрицательному контакту. Затем нужно нажать кнопку проверки. Прибор спровоцирует подключение нагрузки на несколько секунд и измерит «просадку».
Под «просадкой» подразумевается разница величины заряда до и после подключения нагрузки, выраженная в вольтах. Если показания нулевые, батарея не работает. У полностью исправного АКБ напряжение должно быть 7–9 В. Показания ниже 7 В свидетельствуют о сильном разряде. Чтобы получить точные показатели, при измерении нужно учитывать такие аспекты:
- Тестировать следует полностью заряженный аккумулятор, предварительно проверив уровень заряда мультиметром. Разряженная батарея может выдать параметры нерабочего устройства.
- Проверку нужно проводить при температуре в пределах от +20 до +250С. В противном случае велика вероятность погрешности. На морозе батарея может вовсе не показать напряжения.
- Если тестировать холодный аккумулятор или проводить измерения при отрицательных температурах, можно полностью разрядить АКБ.
- Дешевые нагрузочные вилки имеют одну степень нагрузки. Обычно они рассчитаны на тестирование аккумуляторов легковых авто. При проверках батарей, рассчитанных на нагрузку выше или ниже 200 ампер, их показатели будут неточными.
Проверка уровня электролита в аккумуляторе
Задумываясь, как проверить аккумулятор автомобиля, многие автомобилисты забывают о том, что нужно также визуально проверить наличие электролита. Ведь снижение уровня жидкости неизбежно как при эксплуатации, так и простое. Однако, этот метод применяется только к обслуживаемым батареям. Их конструкция предусматривает для каждой ячейки съемные заглушки, напоминающие крышки от бутылок.
Процесс проверки уровня электролита простой, но требует аккуратности:
- Снимите аккумулятор и очистите его от внешних загрязнений. Для этого лучше использовать ветошь. Отчистить коррозию и въевшуюся грязь можно моющими средствами для стекол, в основе которых есть аммиак.
- Открутите пробки заливных отверстий. Для этого вероятно придется поднять их отверткой, сняв с фиксирующего клапана. Внутрь не должны попасть капли влаги или другие загрязнения, инородные частицы.
- Загляните в отверстия. Для лучшего обзора можно использовать фонарик. Уровень жидкости внутри банок должен быть одинаковым во всех отверстиях и полностью покрывать пластины. Нормой считается уровень выше пластины на 10 мм.
- Дозаправка. В АКБ разрешается заливать исключительно электролит, а доливать можно только дистиллированную воду.
В обслуживаемых аккумуляторах контролировать уровень электролита нужно регулярно. Чтобы продлить срок службы батареи, обязательно изучите требования по эксплуатации и характеристики устройства, указанные производителем АКБ.
В сервисах сети Петровский вы можете заказать услугу проверки АКБ, а также замены АКБ на новый, заполняйте форму заявки или звоните для записи по телефонам в шапке сайта.