Banner already shown!
+7 (812) 702-11-11
+7 (812) 702-11-11
  • На чтение 6минут
  • Просмотров 31625
  • Опубликовано 15.07.2022
Содержание статьи

Спрос на полноприводные внедорожники растет с каждым годом. Действительно, учитывая качество дорог периферии и суровые зимние условия, передвижение на автомобиле с полным приводом гораздо увереннее, безопаснее и комфортнее, чем на машинах с моноприводом.

Единственное, при выборе автомобиля следует учитывать тип трансмиссии, оценив все преимущества и недостатки постоянного или подключаемого полного привода еще до покупки. Это позволит выбрать авто, которое будет обеспечивать отличную динамику и управляемость на асфальте, предсказуемое поведение и надежное сцепление с дорожным полотном на гололедице + уверенную проходимость на зимних и разбитых периферийных дорогах.

Типы привода

Типы привода

Главное «действующее лицо» всех систем полного привода – это раздаточная коробка, или по-простому, раздатка. От коробки передач на нее идет крутящий момент, который раздатка распределяет на переднюю и заднюю ось. Учитывая, что разговор идет о полном приводе, внедорожники, кроссоверы, полноприводные седаны и универсалы могут получать тягу сразу на все четыре колеса, только вот методик распределения крутящего момента несколько. Это и определяет, в конечном итоге, типы привода (или полноприводных трансмиссий).

Всего различают три основных типа полного привода:

  • Part-time – принудительно (вручную) подключаемый привод;
  • Full-time (или 4WD) – постоянный полный привод;
  • Torque on-demand (или AWD) – автоматически подключаемый привод (работа электроники).

три основных типа полного привода

Далеко не все автовладельцы хорошо понимают принципиальные различия между системами полного привода. Поэтому стоит разобраться, что представляет собой каждый тип привода, и выявить основные недостатки и преимущества каждого из них.

Part-time – подключаемый полный привод

Тип трансмиссии «парт-тайм» появился первым, и является самой простой и кондовой системой принудительно подключаемого полного привода, традиционного для мощных внедорожников, еще со времен военных моделей Jeep Willys.

Характерная особенность трансмиссии – передняя и задняя оси соединяются между собой без межосевого дифференциала, и крутящий момент распределяется в строгом соотношении. Если по-простому, то колеса передней и задней оси крутятся с одинаковой скоростью.

Для справки: Дифференциал – механическое устройство, принимающее крутящий момент с приводного вала, и распределяющее его пропорционально между ведущими колесами. В процессе распределения крутящего момента дифференциал автоматически компенсирует разницу в скорости вращения колес.

Именно при эксплуатации авто с жесткой схемой подключения у водителей чаще всего возникает вопрос – можно ли постоянно ездить на полном приводе с системой part-time. Ответ – нельзя, и это один из главных недостатков привода.

Отсутствие межосевого дифференциала накладывает на такую систему полного привода определенные ограничения: использовать ее на асфальте нельзя. Недаром в переводе с английского «part-time» звучит, как «частичная занятость». Это означает, что этот тип полного привода предназначен для временного подключения: на раскисшем грунте, песке, в грязи, на рыхлом снегу, на льду, то есть везде, где колеса могут проскальзывать при повороте, компенсируя отсутствие дифференциала.

Если не отключать привод при выезде на асфальтированную дорогу, машина будет продолжать ездить, но ускорится износ резины, повыситься нагрузка на узлы трансмиссии, автомобиль будет плохо управляться, особенно в поворотах. Хотя в зимнее время необходимость отключения привода опасна – езда на одном только заднем приводе зимой чревата заносами, а участки с гололедом могут возникать перед машиной совершенно неожиданно.

Если говорить о преимуществах, то основные достоинства подключаемого полного привода – это механическая надежность и максимальная простота системы при высоком уровне проходимости. Машина с part-time – это идеальный «союзник» для любителей off-road, активного образа жизни (рыбалка, охота, путешествия по неизведанных уголкам России), да и просто для тех, кто постоянно живет на периферии. Выбрать есть из чего: все модификации УАЗ, включая модель Патриот, Jeep Wrangler, утилитарные модели Nissan Navara и NP300, пикапы Toyota Hilux, Tacoma и Tundra, и это далеко не полный список.

Full-time (4WD) – постоянный полный привод

Недостаток подключаемого полного привода со временем был нивелирован за счет разработки системы постоянного полного привода 4WD, где все четыре колеса ведущие и напрямую связаны с двигателем. Для нормальной езды по асфальтированным дорогам установлен дифференциал, который распределяет мощность между осями, позволяя им вращаться с разной скоростью. Избыток мощности, при этом, устраняется за счет внедрения в систему блокировки дифференциала, которая позволяет распределять мощность по осям в разном соотношении, благодаря чему автомобиль может постоянно ездить на полном приводе на любых типах покрытия.

Среди главных преимуществ системы постоянного полного привода:

  • Громоздкая, но максимально надежная, практически «неубиваемая» конструкция;
  • Возможность езды, как по асфальту, так и по бездорожью без потери управляемости и динамики;
  • Лучшая активная безопасность движения в период межсезонья и зимнего периода;
  • Идеальная проходимость по бездорожью.

Есть у этого типа привода и свои недостатки, среди которых повышенный расход топлива, постоянная нагрузка на трансмиссию, сложность ремонта и настройки управляемости.

Среди самых востребованных машин с полным приводом Land Cruiser Prado, Land Rover Discovery, Volkswagen Touareg. Среди полноприводных версий есть даже легковые автомобили и паркетники, например, Audi Quattro, Toyota RAV4 первых двух поколений, Suzuki Grand Vitara 3 поколения, а вот среди машин нового поколения «фултайм» встречается все реже и реже.

Torque on-demand (AWD) – автоматически подключаемый привод

Дальнейшее совершенствование системы полного привода привело к появлению сложных электронных систем управления трансмиссией, которые автоматически регулируют (перераспределяют) крутящий момент. Принцип работы автоматически подключаемого привода заключается в следующем: в нормальном режиме езды, например, по асфальтированной дороге, автомобиль остается условно моноприводным, но при малейшей пробуксовке колес в работу активно включается вторая ведущая ось. При этом дифференциала здесь нет – крутящий момент распределяется посредством электронно-управляемой муфты.

Это было бы достаточно просто, если бы не было так сложно: в работе системы AWD участвует множество дополнительных систем-помощников. Это системы стабилизации и курсовой устойчивости, антипробуксовочные системы и системы распределения крутящего момента, которые получают сигналы с датчиков силового агрегата, рулевого управления, ABS, контролирующих скорость вращения каждого из колес. И чем современнее и дороже автомобиль, тем больше различных систем реализуется в общей схеме автоматически подключаемого привода.

Умный автомобиль – именно то выражение, которое позволяет охарактеризовать такой тип привода, и это является его главным преимуществом. Машина в движении собирает всю информацию о своем поведении на дороге, передает ее на бортовой компьютер, который анализирует полученные данные и на их основе настраивает передачу крутящего момента на оси. И именно посредством электронно-управляемой муфты безо всякого участия дифференциала.

Несмотря на видимое удобство, экономичность и довольно высокий уровень активной безопасности, автоматически подключаемый полный привод имеет и ряд недостатков, среди которых:

  • Отсутствие возможности использования на бездорожье;
  • Повышенный износ, отказы в работе и перегрев муфты при постоянных пробуксовках (перегрузках);
  • Чем больше «наворотов» у системы, тем она уязвимее, и тем сложнее и дороже будет ремонт трансмиссии.

Среди машин с AWD спросом пользуются такие проверенные временем и дорогами модели, как Nissan Murano и X-Trail, Kia Sportage (после 2004 г. в.), Ford Explorer, Land Rover Freelander, Cadillac Escalade (после 2006 г. в.).

Torque on-demand (AWD) – автоматически подключаемый привод

Какой же привод лучше и что выбрать? Тот, который больше всего подходит под ваш стиль жизни и поставленные задачи. Если вы любитель бездорожья – выбирайте надежный «part-time», нужен универсальный авто – обратите внимание на систему полноприводной трансмиссии «full-time», чаще передвигаетесь в городе и редко съезжаете с асфальта – покупайте машину с автоматическим AWD приводом.

Добавить комментарий